Как рассчитать стаж до 2002 года

Валоризация при расчете пенсии: что это такое, кому положена валоризация и как получить?

Как рассчитать стаж до 2002 года

Пенсионное законодательство остается для многих граждан достаточно запутанным и непонятным: в порядке расчета пенсионных накоплений регулярно появляются изменения, что вносит дополнительную путаницу. Одно из нововведений, суть которого осталась неясной для многих граждан – валоризация. Что это за прибавка , кому она положена, и каков порядок расчета?

Что такое валоризация, и на кого она распространяется

Валоризация регулируется ст. 30 – 30.3 ФЗ «О трудовых пенсиях». Соответствующие  правовые нормы были внесены в закон в 2009 году, а приобрели юридическую силу в 2010 году.

Термин валоризация позаимствован Пенсионным фондом из других сфер деятельности. Так, в экономической сфере он применяется для понимания переоценки стоимости ценных бумаг. В вопросах, которые связаны с пенсионным обеспечением, под валоризацией понимают механизм роста пенсионных накоплений.

Валоризацию следует отличать от индексации. Они имеют разное целевое предназначение. Индексация преследует цели недопущения обесценивания пенсионных накоплений, валоризация – изменение размера выплат для граждан, права которых оказались ущемленными при пенсионной реформе.

Валоризация распространяется на граждан, чей трудовой стаж пришелся на период до 2002 года. Данный перерасчет направлен на преодоление несправедливого положения, когда после пенсионной реформы 2002 года лица с трудовым стажем до этого года не могли рассчитывать на достойную пенсию. Так, до 2002 года при определении размера будущей пенсии использовалось только понятие трудового стажа и его продолжительности. Реформа 2002 года предполагала отказ от выплат по трудовому стажу в пользу страховой модели пенсионной системы. Размер пенсии с этого момента стал зависеть не только от стажа, но и от размера отчислений в ПФР и величины страховых взносов.

Работодатели с 2002 года обязаны перечислять за работников пенсионные взносы на их личный счет в размере 22% от размера зарплаты.

Это означает, что чем выше размер отчислений, тем большая пенсия положена гражданину. В указанном случае для расчета суммы взносов можно учесть только налогооблагаемый доход.

С 2002 по 2014 год взносы считали в фактическом размере, а затем они были конвертированы в баллы.

Так как до 2002 года страховые взносы за работников не вносились, то потребовалось произвести конвертацию (учитывались средний заработок или стаж), но все это существенно понизило размер пенсии, который бы полагался гражданам до изменений 2002 года. Именно это обусловило потребность в проведении валоризации пенсионных накоплений.

Увеличение размера пенсии через повышение или валоризацию пенсионных прав граждан, которые были получены ими до января 2002 года, производится в ПФР с 2010 года. Под валоризацией понимают процедуру повышения пенсионных прав граждан, которые были приобретены до января 2002 года. Она затронет не только действующих пенсионеров, но и граждан с трудовым стажем до 2002 года и не достигших пенсионного возраста на момент валоризации.

По данным Пенсионного фонда, валоризация коснется до 36,5 млн россиян, которые будут оформлять пенсию.

Порядок расчета

Сумма валоризации будет определена сотрудниками Пенсионного фонда в индивидуальном порядке.

Для расчетов учитывается, что расчетный пенсионный капитал для каждого лица по состоянию на 2002 год увеличивается на 10%, а также дополнительно на 1% за каждый полный год стажа, отработанного до 1991 года.

10% – это фиксированная сумма валоризации, а дополнительные проценты начисляются только за советский стаж.

Пересчет пенсии с учетом валоризации с января 2010 года затронет всех получателей трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по потере кормильца, если они работали до 2002 года.

Например, гражданин обратился за начислением пенсии, имея 45 лет трудового стажа. 10 лет из них пришлись на период до 2002 года, еще 19 – на советское время. Общий процент увеличения пенсионного стажа составит 29% (10% за стаж до 2002 года и 19% – за советский стаж).

С учетом указанных выше значений каждый получатель пенсии может рассчитать сумму валоризации в процентах.

Для расчета суммы валоризации применяется следующая формула:

  • сумма после валоризации = (Расчетный капитал * процент валоризации * объем индексации после 2002 года) / период получения выплат / 100.

Расчетный капитал – это сумма пенсионных отчислений по состоянию на 2002 год.

Коэффициент стажа – общий стаж в дореформенный период, который составляет 0,55 для стажа в 25 лет.

При проведении валоризации ПФР учитывает периоды трудовой деятельности, год рождения, год начала выплат, дополнительные надбавки и коэффициенты (например, за северный стаж).

Например, мужчина оформляет пенсию в 2020 году. Он начал работать в 1976 году, его процент валоризации составит 25%. Расчетный капитал начислен, как 200 тыс. р. Коэффициент индексации составил 10,9, период выплат – 228 мес.

Расчет будет выглядеть так:

  • (200000 * 25 * 10,9) / 228 / 100 = 2390,35 р.

Именно такой будет прибавка к пенсии в рамках валоризации.

Как оформить

По действующему регламенту валоризация имеет беззаявительный характер и происходит автоматически на основании имеющихся в Пенсионном фонде сведений.

Считается, что Пенсионный фонд сам располагает нужной информацией для проведения валоризации. Гражданину нужно будет принять участие в валоризации только в том случае, если он захочет заявить о дополнительном периоде неучтенного трудового советского стажа. В основном это распространяется на тех лиц, которые отработали более 45 лет (для мужчин) и более 40 лет (для женщин). Дело в том, что именно этот стаж считался предельным в СССР, и многие не считали нужным подтверждать их трудовой стаж сверх указанного периода.

Если работник имеет периоды неофициального стажа, но обладает необходимыми доказательствами, то он может обратиться в ПФР для уточнения объема пенсионных прав и для корректировки суммы выплат. Такими доказательствами могут выступать справки с места работы, копии приказов, трудовые договоры, расчетные листы и архивные документы.

Валоризация производится исключительно из средств федерального бюджета. Работодатели не должны ее компенсировать.

Вывод

Таким образом, валоризация – это механизм повышения пенсионных накоплений у отдельных категорий граждан. Она распространяется на граждан, которые имеют трудовой стаж до начала 2002 года. Эта мера позволяет гражданам компенсировать их потери в размере пенсионных начислений, которые связаны с реформой 2002 года, когда был переход на страховую модель пенсии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/oplata/pensija/valorizatsiya.html

Правила исчисления ССС за период до 1 января 2002 года в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц и исчисления досрочной трудовой пенсии

Как рассчитать стаж до 2002 года

ри исчислении общего и специального страхового стажа за период до 1 января 2001 года в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц следует иметь в виду, что все периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж и специальный страховой стаж , исчисляются в календарном порядке, то есть день за день ,месяц за месяц и год за год, без применения каких-либо льгот. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения стажа, который действовал до первого января 2002 года. Кроме того, не требуется подтверждения уплаты страховых взносов в ПФР (за исключением индивидуальных предпринимателей).

Правомерность подсчета общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ без применения льгот, которые предусмотрены законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340-1 для ряда периодов, в том числе для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях неоднократно рассматривалась Конституционным судом РФ. Итоговым Постановлением Конституционного Суда РФ «О проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ » от 29 января 2004 года № 2-П и разъяснением Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2 – П» от 4 июня 2004 года № МЗ-637 установлено, что в целях реформирования пенсионной системы пенсионное законодательство содержит ряд норм, которые в отдельных случаях изменяют действующие правовое регулирование. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что норма п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » №173 – ФЗ не противоречит Конституции РФ и не ухудшает условия реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных до 1 января 2002 года прав, в том числе в части исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно разъяснению « О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28,30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003г.

№70, при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2004г.

, в целях определения права на трудовую пенсию по старости , в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды как трудовой, так и общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, в том числе льготного порядка исчисления стажа.

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин, независимо от его возраста, до дня отмены соответствующего закона полностью выработал общий трудовой и специальный трудовой стаж, в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу, дававшие ему право на льготную пенсию по старости.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохраняется не только за теми гражданами, которые приобрели право по ранее действующему законодательству, т.е.

выработали общий и специальный трудовой стаж, но и за теми, которые с учетом условий ранее действовавшего законодательства выработали специальный трудовой стаж, но по различным причинам не выработали общего трудового стажа.

Свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости они смогут реализовать по достижении необходимого возраста и при выработке общего трудового стажа в период действия нового законодательства. Главным условием является наличие специального трудового стажа необходимой продолжительности на момент отмены ранее действовавшего пенсионного закона.

Таким образом, при определении права на трудовую пенсию исчисление трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу нового пенсионного закона, может производиться по нормам действовавшего до 31 декабря 2001г. правового регулирования, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.

При оценке пенсионных прав граждан путем их конвертации в расчетный капитал и исчислении размеров расчетного пенсионного капитала, необходимого для исчисления размеров трудовой пенсии, трудовой стаж может быть определен как в льготном, так и в календарном порядке.

1). В случае определения расчетного размера трудовой пенсиипо нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990г.№340-1, действовавшим для исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера, исчисление трудового стажа производится в льготном порядке.

2).

В случае определения расчетного размера трудовой пенсии по нормам ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997года №113 – ФЗ, , по нормам, действовавшим для исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера,исчисление трудового стажа производится календарно. Указанное положение предусмотрено п.3,4 ст.30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001года №173 ФЗ.

Можно сделать вывод, что расчетный размер трудовой пенсии гражданина, работавшего в особых условиях труда, по его желанию, может быть исчислен исходя из размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера, включая правила подсчета трудового стажа в льготном порядке. Размер пенсии в указанном случае будет определяться с учетом продолжительности общего трудового стажа работника по состоянию на 1 января 2002г. и его среднемесячного заработка за 2000-2001гг. по сведениям персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002г. на основании документов выдаваемых в установленном порядке работодателями. В этом случае максимальный размер пенсии будет сохранен на уровне 3-х минимальных размеров пенсии по старости, который составлял на момент проведения реформы 185 рублей. Указанные положения предусмотрены п.4 ст.30 Закона 173-ФЗ.

Второй путь, который может выбрать гражданин – исчисление расчетной пенсии с применения индивидуального коэффициента пенсионера по законодательству 1997г. В последнем случае исчисление трудового стажа будет производиться в календарном порядке (п.3. ст.30 Закона 173-ФЗ).

Первый способ выгоден пенсионерам с очень низкой заработной платой и высоким стажевым коэффициентом, второй – пенсионерам с высокими заработками.

Вывод: таким образом, при определении права на досрочную ТППС применяются все Правила ее исчисления, в том числе и установленные до введения в действие закона № 173-ФЗ ( если они не отменены в установленном порядке). При этом применяется тот вариант исчисления, который наиболее выгоден для работника.

Источник: https://studopedia.su/10_116631_pravila-ischisleniya-sss-za-period-do--yanvarya--goda-v-tselyah-otsenki-pensionnih-prav-zastrahovannih-lits-i-ischisleniya-dosrochnoy-trudovoy-pensii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.