Как правильно написать букву е

Буква Е: всё о происхождении и написании буквы Е

Как правильно написать букву е

Буква Е — одна из самых необычных букв русского алфавита, во многом из-за возникновения схожей буквы –  Ё.  Эти буквы стоит рассматривать вместе, ведь их история тесно переплетается с самого начала вплоть до наших дней.

История возникновения

Доподлинно неизвестно, когда появилась буква Е в истории языков. Предположительно, возникла буква Е, когда появилась кириллическая письменность. Присутствует она в русском языке и во всех других кириллических алфавитах, а начала свой путь в Греции.

Предположительно, что финикийская буква Е, происхождение которой идет еще с семитской письменности, изначально носила звук «ха».

Мы знаем, когда появилась эта буква в русском языке: с возникновением на Руси кириллического письма. Но активно использовалась она лишь с введением гражданского шрифта.

До этого носила написание эпсилона греческого – «ε». Писалась эпсилон только в начале слова при исключительных грамматических формах, а также иногда после гласных.

Но современное печатное начертание она приобрела с первыми возможностями печати в 17 веке.

Влияние Карамзина на буквы Е и Ё

Буква Ё в письменном виде появилась намного позже возникновения кириллического написания, хотя с древних времен присутствовала в русской речи. Лишь в начале 18 века княгиня Воронцова-Дашкова подняла вопрос о создании буквы, которая отразит особенности русского произношения. Они создали правило: буква Ё вводилась в алфавит.

После принятия положения о письменной фиксации русского произношения, нужно было популяризовать новую букву, ввести в ее написание. Этим занялся лингвист, критик Николай Карамзин, поэтому создание буквы «ё» многие приписывают именно ему.

Первым делом он выпустил сборник стихотворений, в котором слово «слiозы» он заменил на «слёзы». Как можно видеть, в отличие от современных тенденций в написании букв, «Е» не употреблялась на месте «ё» и имела другие особенности произношения и написания.

Хотя есть исследования лингвиста В. Т. Чумакова, которые утверждают, что впервые букву «ё» использовал поэт И. Дмитриев. Однако, эта версия не получила распространения среди историков-лингвистов.

Популяризатором новой буквы был именно Карамзин: он упростил и сократил написание слов, таким образом сделав перспективу изучения письменности русского языка более простой и понятной. Как и планировал Карамзин, буква «ё» вошла в общепринятый обиход.

Забытая буква Ё

Буква «ё» в русском алфавите не смогла полноценно прижиться в написании, хотя ее усиленно вводили в тексты. Обосновывается это несколькими причинами:

  • Функционал буквы «ё» перешел к аналогичной в написании букве «Е».
  • С развитием компьютерного написания, буква «е» стала все больше появляться в печатных изданиях: на нее уходило меньше краски.
  • Далее, так как на клавиатуре компьютера она располагается в удобном положении, в отличии от буквы «ё», поэтому «е» стали употреблять все чаще и чаще.
  • Законопроект, касающийся буквы «ё», требует ее написания во всех печатных изданиях и документах, хотя закон недостаточно регламентирует эту область. Этот вопрос актуален особо остро в современной лингвистике. Поскольку указание не той буквы в документе может полностью изменить фамилию человека, сделав другие документы недействительными.

Например, русская фамилия «Селивёрстов» изначально звучала именно так (два корня, слово во множественном числе «вёрсты»), но из-за неправильного употребления букв появилась фамилия «Селиверстов» (верстать). В результате изменилось звучание фамилии, появилась новое этимологическое гнездо.

Как буква Е пишется ?

У печатной и прописной буквы Е разные варианты написания. Печатная буква Е пишется так: одна вертикальная линия и три горизонтальных, расположенных сверху, снизу и по центру – так пишется большая буква Е. Аналогичным образом писалась строчная буква Е печатная.

Хотя в современном машинописном тексте она преобразовалась и стала похожей на прописную букву, так верхняя горизонтальная линия закругляется, образует овал со средней, а нижняя линия тоже приобретает очертания полукруга.

Письменная буква Е заглавная: вертикальная линия закругляется, буква образует два полукруга, напоминающих число «3» перевернутое вправо. Буква Е большая на письме приобретает индивидуальные авторские черты, поэтому написание ее может разниться.

Сложнее пишется буква Е письменная строчная: первая и вторая линии образуют круг или овал, чуть приподнятый вверх, нижняя линяя – закругляется в «хвостик».

Для создания буквы Ё к этим вариантам написания добавляются точки вверху.

Эта буква является одной из самых проблемных для написания среди младших школьников.

Буква и звук

Буква Е имеет два звука: [jэ] (йот + э).

А «Е» в начале 18 века заменила сочетание букв «iо», которые ранее использовались на ее месте. Таким образом, «ё» также дает два звука: «jо» (йот + о).

Показатель мягкости

Всегда «Ё»  и «Е» — показатель мягкости предшествующего согласного. Например:

Место, зеркало, дёрнуть ([м’э]сто, [з’э]ркало, [д’о]рнуть – буква «Е» — показатель мягкости согласного звука «д», «м», «з»).

Как можно увидеть, буква Е — показатель мягкости согласных, потому что сама она становится звуком «э» и «о» (если это буква «ё») соответственно.

Есть исключения, при которых эти буквы не смягчают впереди стоящий согласный.  Этими исключениями являются почти все заимствованные слова, например:

  • менеджер ([мэ]неджер),
  • аннексия (ан[нэ]ксия),
  • агрессия (аг[рэ]ссия),
  • термический ([тэ]рмический),
  • тембр ([тэ]мбр),
  • экспресс, (эксп[рэ]сс).

Буква Е после гласной

У букв «Е» и «Ё», как и у других букв двойного алфавита (ю, я), обозначающих два звука, особые отношения с другими гласными звуками.

Когда пишется буква Е после гласной, она сохраняет свои два звука [jэ]:

проём, поезд – пр[айо]м, пр[айэ]зд.

Так буква «о» звучит как «а», а буквы «е» и «ё» заменяются на [jэ] и [jo] соответственно.

В начале слова

В начале слова буквы «Е» и «Ё» всегда означают два звука, например:

Ёж, ездить – [йо]ж, [йэ]здить.

Аналогичным образом эти буквы пишутся после твердых и мягких знаков:

Отъехать, подъём – отъ[йэ]хать подъ[йо]м.

Исключения, в которых в начале слова мы не пишем букву «ё»:

Обосновывается особенностями заимствования.

Интересные факты о буквах «Е» и «Ё»

  1. Буква Е — одна из самых частых букв в нашей бытовой жизни, хотя мы редко это замечаем.
  2. Белая буква Е появляется на экране мобильного телефона при соединении с интернетом.

  3. Изображенная на упаковках в сочетании с цифрами буква Е обозначает те или иные красители, добавки и эмульгаторы (в народе – «ешки»).
  4. Железная буква Е, которую часто можно было встретить в начале 2000-х, была частью деталей, которые сдавали в металлолом.

  5. Так называемая буква «ерь» не имеет ничего общего с «Е»: она появилась в русском языке гораздо раньше, потому что использовалась в качестве раздела слов между собой. А также обозначала неполногласие. Писалась как твердый знак – «ъ».

  6. Согласно странице в Википедии, буква Е имеет несколько кодовых обозначений.

Посмотрите видео про букву Е:

А вот тут можно не только скачать прописи с буквой Е, но и научиться её писать.

Теперь вы знаете многое о букве Е и настало время научиться ее правильно писать в словах.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/bukva-e/

Письмо строчной буквы Е

Как правильно написать букву е

Конспект урока обучения грамоте в 1-ом классе по теме: «Письмо строчной буквы Е»

Кошелевой Софьи Романовны

Тема: «Письмо строчной буквы Е».

Цель урока: Знакомство с написанием строчной буквы Е и её соединений с другими буквами.

Задачи:

  • образовательная: анализ и конструирование буквы, её написание; обучение акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов;

  • воспитательные: воспитывать самоконтроль, умение слушать других, развивать умение обозначать гласные звуки буквами, развивать фонематический слух;

  • развивающие: развивать внимание, память, графические навыки, мелкую моторику рук.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: моделирование, беседа, звуковой аналитико-синтетический.

Средства обучения: пропись, букварь.

Оборудование: цветные карандаши, предметные картинки на доске.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности;

1) выделение нового звука (3 мин).

1) сравнение печатной и письменной буквы (3 мин).

  1. Постановка учебной задачи;

1) анализ элементного состава буквы (2 мин).

1) обводка элемента (2 мин)

2) написание буквы(8 мин)

3) написание соединений с новой буквой (7 мин);

1) анализ и письмо слов с новой буквой (13 мин);

Ход урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

– Здравствуйте ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку: пропись, пенал, букварь. Хорошо, садитесь.

– Деревце колючее,

Зелёное, пахучее.

Прилетела к нам метель,

Стала белой наша…

– Правильно. А скажите, слово «ель», начинается со звука [е]?

– А почему? Разве у нас нет звука [е]?

– Правильно. У нас есть буква Е, но тогда какой же звук она обозначает? Давайте откроем наши прописи на странице 24 и посмотрим. У нас здесь изображен воздушный змей и шар. Скажите, а на, что они похожи?

– Да, а какие, это звуки?

– А согласный звук, у нас какой на схеме?

– Правильно. Но когда буква Е, у нас означает 2 звука?

– А какие это звуки?

– Хорошо. Ну, а если буква Е стоит в середине слова, тогда, какой звук она означает?

– А он один?

– Теперь посмотрим в верхний левый угол, скажите мне, а как отличаются печатная и прописная буква Е?

– А на что похожа буква Е?

– На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

– Скажите, похожа же буква Е на сломанную лесенку?

– Ева гребнем причесалась,

В нем три зубчика осталось

– Вот какой у Евы гребень получился.

– Е на грядке пригодилась,

Вместо грабель пригодилась.

– Скажите мне, смотря на все эти картинки, что мы можем сказать о букве Е?

– Совершенно верно. А теперь посмотрим на правый верхний угол. По середине у нас изображена строчная буква Е, скажите, а из каких элементов она состоит?

– Но посмотрите, у нас же в правом верхнем углу квадрата с элементами есть, точно такая же строчная Е. Как думаете, почему?

– Правильно.

– Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас никак не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

– Все правильно сидят? Хорошо, вот теперь можем приступать к работе. Давайте теперь попробуем написать строчную букву Е на самой первой сточке. Сначала смотрите, как я пишу, и только потом обводите по пунктиру.

– Ведем от середины рабочей строки вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем малую наклонную с закруглением вправо.

– Отлично, теперь один раз обводим букву по пунктиру, и пишем еще один раз самостоятельно.

– Давайте теперь попробуем написать ее все вместе в воздухе. Берем в руку ручку и повторяем за мной.

– Молодцы. И раз буква Е у нас такая сложная, что пишется безотрывно, то давайте потренируемся и пропишем вторую строчку. Сначала пунктиры, потом сами. Приступаем.

– Теперь обведите красным карандашом ту букву, которая получилась у вас лучше всего. Все закончили? Если да, то руку на локоть.

– Скажите, а вот, например, в слове «заезд» мы сможем с легкостью теперь написать букву Е? Разве? А что нам нужно уметь писать, чтобы выполнить это действие?

– Правильно. Но перед этим внимательно посмотрите, как пишется это соединение. Внимательно следите за моей рукой. Сначала пишем букву А, продлеваем у нее немного хвостик и пишем букву Е.

– Теперь попробуем в воздухе.

– Отлично, теперь так же как до этого строчную букву Е, пишем соединение. Сначала по пунктиру, потом два раза сами. Расстояние между буквами примерно в пальчик.

– Теперь обведите красным карандашом самое красивое соединение.

– Скажите мне, а слове «поет», какое соединение мы должны научиться писать?

– Хорошо, тогда, как и с предыдущим соединением, сначала смотрите, как я пишу, а потом пробуем сами.

– Сначала пишем букву О, доводим до середины рабочей строки, и сразу выводим строчную букву Е.

– Теперь давайте попробуем в воздухе.

– Хорошо, теперь напишите это соединение один раз по пунктиру и два раза самостоятельно.

– Кто закончил, обведите самое красивое соединение красным карандашом и поставьте руку на локоть, чтобы я видела, кто закончил.

– А теперь давайте поднимемся со своих мест и немного отдохнём.

– В алфавите, в букваре,

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

Превратилась в букву Ш…

Школьник был, конечно, рад:

Вот так буква-акробат!

– Отлично! Садимся на места и открываем 62 страницу нашего букваря и смотрим на самую нижнюю строчку.

– Кто может прочитать слова, что там даны?

– Правильно. Нам даны слова: мел, Урал, Лена, арена. Скажите мне, какое из этих слов имя девочки?

– А где мы ставим ударение?

– А давайте запишем это имя в наших прописях на 3 строчке. Скажите, какой первый слог будет в этом имени?

– Давайте сначала запишем его. Внимательно смотрите, как его пишу я. Начинаем чуть выше линии нижней рабочей строки и пишем заглавную букву Л, затем букву Е.

– Запишите этот слог.

– А какой второй слог в имени Лена?

– Давайте запишем его. Продолжаем строчную букву Е и пишем букву Н, а после букву А. У нас получилось имя Лена. Теперь закончите его.

– Но посмотрите, Авосик уже написал это имя. Скажите, правильно?

– Тогда давайте поможем ему и закончим эту строчку именем Лена. Сначала по пунктиру, а потом два раза самостоятельно.

– А теперь вернемся к нашему букварю. Скажите, а на чем выступают актеры в цирке?

– Давайте запишем слово «арена», но для начала, скажите, сколько в нем слогов?

– Хорошо. Давайте их произнесем: А-ре-на. Молодцы. Теперь запишем, на той же строчке, где у нас написано один раз имя Лена.

– А в каком из оставшихся четырех слов, у нас еще есть буква Е?

– Хорошо, давайте напишем его рядом со словом «арена».

– Теперь можете закрыть букварь.

– Скажите, у нас тут в домике, спряталась схема, она подходит под имя Лена?

– А под какое еще женское имя она может подойти?

– А имя Лера подходит? А в нем тоже 2 слога? Давайте прочитаем: Ле-ра. Хорошо. А ударение у нас на какую букву падает?

– А видите, Авосик у нас уже и имя Лера написал. Давайте повторим написание этого имя в воздухе.

– А сейчас я вам на доске покажу, как пишется имя Лера.

– А теперь напишите на той же строчке, что и Авосик имя Лера четыре раза. Как закончите, поставьте руку на локоть.

– Молодцы, а теперь повторяйте за мной.

– Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

– Хорошо. Теперь, нам понадобятся цветные карандаши. Видите орнамент в самом низу странички. Кто там изображен?

– Давайте сначала продолжим наш орнамент простым карандашом еще один раз.

– А каким цветом мы раскрасим его голову?

– А клюв?

– А крыло с хвостом?

– Тело с ногой?

– А ствол дерева, на котором сидит наш дятел?

– Ну, и у нас остался только фон.

– Молодцы, хорошо справились.

– Напомните мне, какую букву мы сегодня учились писать?

– А какие соединения?

– Какие задания показались вас сложными? А какие задания легкими?

– Хорошо. Мы с вами сейчас отлично потрудились. Можете отдыхать и готовиться к следующему уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ель

Нет

Нет

На схематичное изображение звуков

Согласный и гласный

Звонкий, мягкий

В начале слова или, когда стоит после гласной

[j][э] [э]

Да

Называют отличия

Предлагают варианты

Да

Она пишется в правую сторону

Предлагают варианты

Потому что строчная Е пишется безотрывно

Показывают букву в воздухе

Уметь писать соединения

ое

Хлопки в ладоши.

Ходьба на месте.

Приседания.

Наклоны туловища влево-вправо.

Хлопки в ладоши.

Ученик читает

Лена

Ле’на

Ле

на

Да

На арене

3

Мел

Да

Перечисляют

На Е

Выполняют движения глазами

Дятел

Называют цвета

Букву Е

ае, ое

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные:

устанавливать аналогии

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

использовать речь для регуляции своего действия

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Регулятивные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:

владеть общим приемом решения задач

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные:

обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия

Источник: https://infourok.ru/pismo-strochnoy-bukvi-e-3875074.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.